Летний снег Эльбруса

Так выглядела долина Азау, пос. Терскол 10 июля 2005


Без воды (т.е. Резюме :)
Описание поездки на Эльбрус в июле 2005 года. (8 -12 июля).

Это был рискованный эксперимент, который завершился прекрасно, лучше всяких ожиданий. Очень интересное ощущение - каждый день перемещаться из лета в зиму и обратно за считанные минуты!
Мягкий климат внизу (в Терсколе, на чегетской поляне) сменялся свежим горным воздухом и прохладой снегов на склоне Эльбруса.
На удивление народа было достаточно для того, чтобы работали подъемники, ратраки возили доскеров и лыжников к Приюту примерно каждые 5 минут. Несмотря на обилие "шапок" в выходные дни, огромных очередей на подъемники не было, хотя в воскресенье на первый вагончик скопился довольно длинный "хвост".
Жизнь била ключом не только на горе, но и на Чегетской поляне. Там работало все.
Летнее пребывание в Приэльбрусье открыло новые возможности для проведения времени вне трасс:
- Прогулки по Чегету - это наслаждение красотой альпийских лугов, на которых цветет множество экзотических цветов, практически на камнях. Очень красиво озеро в ущелье между Чегетом и Донгузароном (под "семеркой");
- Катание нна лошадях по окрестностям;
- Ловля и немедленное поедание форели в прудике недалеко от нарзанового источника.
... и это не все.

Общее впечатление - прекрасное! И с погодой очень повезло.


Подготовка
Собственно, идея возникла внезапно, после установления жаркой, душной и "липкой" погоды в Москве.
Вновь захотелось свежего горного воздуха, радости от скольжения по склону, да и вообще - как-то взбодриться.
Расспросы "бывалых" знакомых привели к утешительному результату - "вполне реально". Только неясно было, будут ли работать подъемники, сколько будет снега, можно ли найти жилье и пропитание?
За разъяснениями этих вопросов я немало времени провел в конференциях сайтов бордннров и лыжников ( здесь, здесь и здесь).
Здесь активно обсуждалась эта тема (особенная благодарность - Паше 13 за полную, достоверную информацию с места).
Вначале все надежды возлагались на летний лагерь, который должен был быть с 26 июня. Благодаря ему должны были насыпать горки и трамплины и, что более важно - все должно было работать.

Затем, вдруг появилось сообщение:
"В общем,большого,официального летнего лагеря не будет..." - ?!?! :-((( .
Что меня, прямо скажу не порадовало. В воздухе повис вопрос - "быть или не быть?" ( (с) Шекспир В. "Гамлет" :).
Но постепенно новые сообщения принесли больше уверенности в том, что все-таки-"быть".
Далее оставалось решить ряд технических вопросов:
- Купить авиабилеты (хитрость в том, чтобы купить в сроки, пока действуют скидки и в офисе самой компании, причем принеся им распечатку с их сайта. Тогда получается хорошая экономия);
- Узнать местные телефоны, чтобы заранее договориться с машиной, гостиницей;
- Найти попутчиков на трансфер, чтобы сэкономить немного денег ("ресурсы всегда ограничены" - это из курса по менеджменту :) );
- Подумать, какую экипу докупить для летнего катания.

И вот, наконец этот день настал!


Дорога

Ради экзотики и чтобы никого не напрягать (с машиной) решено было вещи накануне на машине забросить на Павелецкий вокзал и сдать на ночь в камеру хранения. А наутро забрать и на электричке ("Аэроэкспресс") добираться до аэропорта "Доммодедово".
Ощущение: выгодно только для одного человека. Если едет два и более - проше вызвать такси - деньги почти те же, напряга - меньше однозначно! (билет на экспресс стоил 120 р, за хранение - что-то около этого).
Немного напрягло то, что электричка, которая стояла на перроне экспресса долго не хотела открывать двери и когда народ на платформе начал уже нервничать, с другой стороны платформы подошел именно тот поезд, на котором и надо было ехать. Так что все поизошло вовремя, правда машинист по громкой связи все время переговаривался с ремонтником в середине поезда о неисправностях в двигателе, но доехали мы нормально.

В аэропорту вид людей в июле месяце в летней одежде и с лыжами однозначно прривлекал внимание всех окружающих. В очереди к стойке регистрации кроме нас стояла группа австрияков-альпинистов, так они для облегчения багажа надели на себя теплые куртки и ботинки (это в жару!). Пока стояли в очереди, нашли (благодаря нашим лыжам) двух попутчиков на трансфер из Минвод (у нас как раз не хватало двух человек до полной газели). Это были отец и дочь: он - альпинист, инструктор с большим стажем, она - первый раз едет в горы.
Первая неприятность приключилась при сдаче багажа.
Проблема следуящая:
Сумка, в которую мы сложили все-все-все стала весить 35 кг, что вобщем не так страшно, но допустимый вес одного места багажа оказался 30 кг и мы должны были заплатить не за 5 кг перевеса, а за весь вес нестандартной упаковки!
Так что пришлось прямо у стойки регистрации разрезать вакуумную упаковку сумки, вспоминая чью-то мать доставать лыжные ботинки и придумывать - куда их положить.
Первая мысль была - пристегнуть по бокам рюкзака, который будет взят в салон.
Теток из авиакомпании это привело в ужас, они замахали руками, затопали ногами и пришлось ботинки упаковывать отдельно и сдавать в багаж отдельным местом.

Итого за перевес мы заплатили 1800 р. (летом в "Сибири" лыжи бесплатно не перевозятся! - по крайней мере из Москвы).

Далее, пройдя стандартную процедуру "осматривания и обнюхивания" мы оказались на летном поле в автобусе, который почему-то подвез нас к самолету МЧС (???). Загрузились в этот Ил 62 и вот он оторвался от земли и понес нас к облакам. Сразу после взлета и неоднократно во время полета казалось, что не только самолет от чего-то оторвался, но и что-то оторвалось у него - периодически слышались нехарактерные стуки и скрипы, но в результате мы все-таки долетели благополучно.

Люди, с которыми мы по телефону договорились встретиться в Минводах чтобы сесть в одну газель нас не дождались и уехали с предыдущим рейсом из Москвы (дождалась только девушка Маша, приехавшая поездом), но в самолете к нам присоединились новые попутчики, так что газель ехала не пустая.

По старой доброй привычке сразу из самолета я направился в зал вылета, где продаются сотовые телефоны и карты оплаты чтобы купить SIM-карты северокавказского Мегафона (что здорово сокращает расходы на телефонную связь), но ни в аэропорту, ни в магазинах по дороге карт не оказалось. Не то, чтобы это был дефицит, просто все продавцы разводили руками и говорили что они всегда бывают, а сегодня как-то кончились.

Три с половиной часа дороги пролетели довольно быстро и спокойно, всю дорогу мы любовались зелеными долинами, горами и ущельями, а также мощными потоками Баксана, который зимой выглядит не так внушительно.

И вот мы на месте, в Терсколе.

 


Терскол летом

Выбрав стратегически выгодный зимой пункт размещения - пос. Терскол мы немного ошиблись. Вся жизнь "апресски" происходила на Чегетской поляне. В поселке же работали только магазины, и то не все, а знаменитое кафе "Рахат" было наглухо закрыто до зимы.

Разместились мы в гостиницы "У Шамика", в доме, где "каменный" магазин. Мы были единственными постояльцами (200 р. с человека). Хозяйка утром готовила нам завтрак (в стоимость не входил), а вечером нагревала воду для душа.

Бассейн в гостинице Министерства обороны не работал - персонал на две недели уехал на море.

Рабочие вдоль дороги прокладывали новые трубы канализации (из-за этого один день долго не было воды во всем поселке).

По поселку гуляли лошади и коровы.

В поселке

Через поселок в разных местах текли ручьи с гор.

Погода в поселке была просто сказочная: температура - около 25 градусов днем (на равнине и на море была в это время почти сорокаградусная жара). С гор дул легкий прохладный ветерок.

По утрам, как обычто на пятачке дежурили таксисты (машина на Эльбрус стоила 100 руб. или по 25 - с человека).

По вечерам , гуляя по дороге мы видели много велосипедистов и людей на лошадях.


Вперед и вверх

Вот он - долгожданный миг! Мы приехали в Азау - на канатку и замерли в ожидании вожделенного вагончика. К моему изумлению - вместо яркооранжевого, как всегда - он стал зеленым с рекламой мегафона

Поскольку снег начинался только на "Мире", билеты продавали сразу - в оба конца. В результате - доехать до "Мира" стоило 280 р.

 

Всю дорогу до Мира народ внимательно осматривал окрестности в ожидании снега. Очень непривычно выглядела трасса покрытая каменными осыпями и травой.

Так выглядели с Кругозора "Слоновьи зады"

Все катание проходило под креселкой между Гарабиши и Миром.

Самый хороший снег был до двух часов дня, после этого он становился тяжелым, лыжи ехали по нему как по линолеуму и сильно тормозили.

Альтернативный вариант подъема - традиционные ратраки возили народ постоянно (от Мира до приюта - 250р или от бочек до приюта - 200 р.).

На всех станциях канатки работали все кафешки, везде был народ (в основном - "шапки").

Напротив бочек был насыпан приличный трамплин с разными фигурами, его облюбовали бордеры (правда подниматься им приходилось пешком).

Погода стояла прекрасная, правда кататься "топлесс :))) " как-то не хотелось - легкий ветерок все-таки здорово охлаждал - особенно в кресле канатки.

Нашим ангелом-хранителем на горе (да и не только) была Татьяна Тилова - один из лучших инструкторов Приэльбрусья. Благодаря ей у нас не возникало проблем с канаткой, ратраками, машиной от поселка до горы и обратно. Кроме того - это очень общительный и приятный человек.

Погода, кук я уже говорил стояла отличная и, видимо по этой причине большое количество альпинистов длинными вереницами тянулись на штурм вершины.

Причем, из всех встреченных нами групп больше всего запомнились китайцы. Маленькие, жизнерадостные и многочисленные - они приступом утром взяли первый вагончик канатки (в котором совершенно случайно оказались и мы :) ) и загрузили его большим количеством коробок с едой. Запах этой еды был настолько сильным и специфическим, что кто-то в вагончике вскоре не выдержал и громко спросил - "А кто это жрать-то будет?"


Апресски

Вся активная жизхнь помимо катания протекала на Чегетской поляне.

Во всех гостинницах и кафе было очень оживленно. Бойко шла торговля на чегетском базарчике .

Кроме этого недалеко от нарзанового источника соорудили пруды с форелью и сделали открытое кафе. За немного денег можно было половить эту самую форель на удочку, тут же зажарить ее на углях (если не клюет - не беда - вам пожарят шашлык из баранины или из ранее пойманной форели). Народ "зависал" в этом месте то поздней ночи. И здесь же был "прокат" лошадей.

В Терсколе же было сплошное сонное царство.

.... в процессе.....


Кролики - это не только... (прогулка по летнему Чегету)

На третий день нашего пребывания в поселке возникла идея - подняться на Чегет. На первый взгляд - непонятная. Ясное дело - зимой - поднялся, посидел в "Ае", скатился вниз - красота. А тут - ни снега, ни лыжников.

На самом деле, поднявшись на канатке к "Аю" мы не пожалели о потраченном времени (Ай, кстати не работал). В отличие от зимней картины Чегета, занесенного снегом, с торчащими кое где острыми камнями и следами от лыж - летом он представлял собой удивительный зеленый ковер с щедро разбросанными цветами.

Там, где закончились сосны и березы буйствовали рододендроны. Причем, в отличие от подмосковных дач, где вокруг них ходят на цыпочках, боятся дышать на них - на Чегете они большую часть года покрыты снегом, по которому проносятся толпы лыжников и бордеров, да и летом - почти постоянно дует прохладный ветер и жарит ослерительное солнце, а они растут и цветут несмотря ни на что!

 


Мы зависли!

Дело было 11 июля, накануне отъезда домой. Мы решили пораньше вернуться с лыж чтобы успеть подняться на канатке на Чегет (ее обычно закрывали около 15 часов дня). Приехали, купили билеты, пошли садиться. Канатчики нас предупредили, что скоро закроются, мы сказали что если что - спустимся пешком.

На первой очереди поднялись, любуясь красотой цветущего ковра, расстилавшегося далеко внизу, под ногами. Сойдя с кресла мы увидели небольшую толпу, в растерянности бродящую по помосту канатки и на наши расспросы они отвечали, что канатку вот-вот закроют и надо садиться и ехать вниз. Вниз нам не хотелось - нас ждала приятная прогулка по горам и мы отправились по тропинке на юга к озеру.

Красоты, которые нам открывались по дороге описаны выше, суть в том, что после почти полуторачасового похода к озеру мы пошли назад и периодически встречали людей, у которых узнавали, что канатка все еще работает.

Вернувшись к Аю мы увидели что точно - еще работает, кресла равномерно и как-то радостно двигались вверх и вниз, снизу поднимались солдаты с какими-то досками.

Спрашивать можно ли ехать вниз было не у кого , так как на станции у Ая не было ни одного канатчика, а проход к креслам был открыт.

В общем мы сели и поехали. Но ехали мы недолго (где-то две опоры).

Внезапно все движение закончилось и мы зависли неподвижно в воздухе. Т.к. такое случается нередко, сначала мы просто ждали, что сейчас поедем дальше, но минуты проходили, а движения все не было. Что делать?

Кричать было бесполезно, т.к. шум водопадов в ущелье перекричать было нереально.

Я набрал номер мобильника наших знакомых (Татьяны Тиловой) и очень развеселил их с Эдиком (ее мужем) своим рассказом. Они посоветовали повисеть спокойно и стали звонить директору канатки.

В общем где-то через полчаса трос напрягся, колеса скрипнули и мы ощутили радость от медленного движения вниз.

Когда мы благополучно добрались до нижней станции, нас встретил разъяренный директор канатки, который бешено вращая выступившими из орбит белками глаз высказал мне все, что он думает о нас. На это я ответил, что канатка работала, а спросить было не у кого, мы сели и поехали.

В общем - через несколько минут инцидент был исчерпан (причем совершенно бесплатно!) .

Потом Татьяна нам рассказала, что канатчики выключили мотор и ушли, поэтому директор приехал из поселка на своей "волге" и долго ругался, что у них почти каждый день зависают туристы.

В принципе подобных случаев легко можно избежать, если хотя бы вешать табличку о том, что посадки нет, канатка закрыта.

В общем - все обошлось.


Немного Эльбруса с собой

Гуляя по Чегету и окрестностям мы завидовали местному населению - то что у нас, в Москве продается за немалые деньги (декоративные камни и растения для альпийских горок) здесь растет и валяется под ногами на каждом шагу! Соблазн оказался велик и мы накопали немного цветов чтобы взять домой и посадить на даче. Перед выездом в Минводы упаковали все в пластиковые бутылки вместе с влажной землей. Мы переживали - не возникнет ли проблем в аэропорту при осмотре багажа (может быть что-нибудь занесено в какую-нибудь красную книгу и т.д.). Каково же было удивление работниц на контроле, когда мы достали по их требоваеию эти странные бутылочки! Мы показали - они не поняли.

Потом мы объяснили, что это продается у нас за большие деньги, что их позабавило "как это можно какой-то мох и мелкие цветы продавать, если это сорняки?" . Мы вместе посмеялись над этим и нас отпустили.

По приезде домой все сразу было высажено в горшки, но, к сожалению ничего не прижилось. Очень обидно!


Приэльбрусье летом
В процессе ...

Итого:

А теперь немного скучных цифр (некоторые я округлил):

Авиабилеты - 4800 р

Трансфер Минводы - Терскол и обратно - 2000 р

Гостиница - 800 р (200 в сутки)

Еда (и питье :) ) - ок. 500 р в день

Такси на гору и обратно - 50 р в день

Подъем - 280 р в день на Мир

Плюс подъемы от Мира до Гарабаши

Ратрак от Мира до приюта - 250 р с чел.

Дорога от дома до аэропорта и обратно - 1500 за машину

 

Вот вроде и все!

 

Посмотреть как сейчас на Эле можно здесь!


Ccылки на другие страницы
Еще фотографии этой поездки
На главную
Напишите мне


 

Hosted by uCoz